TY - JOUR TI - Обобщенные типы развития первоклассников на входе в школу. По материалам исследования iPIPS T2 - Вопросы образования IS - Вопросы образования KW - первоклассники KW - iPIPS KW - стартовая диагностика KW - измерение прогресса KW - когнитивное развитие KW - некогнитивное развитие KW - кластерный анализ AB - Карданова Елена Юрьевна - кандидат физико-математических наук, доцент, руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: ekardanova@hse.ru Иванова Алина Евгеньевна - младший научный сотрудник Центра мониторинга качества образования Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: aeivanova@hse.ru Сергоманов Павел Аркадьевич - кандидат психологических наук, доцент, директор Центра развития лидерства в образовании Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: psergomanov@hse.ru Канонир Татьяна Николаевна - PhD, доцент, соруководитель образовательной программы «Измерения в  психологии и  образовании» Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: tkanonire@hse.ru Антипкина Инна Вениаминовна - младший научный сотрудник Центра мониторинга качества образования Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: iantipkina@hse.ru Кайкы Диана Николаевна - стажер-исследователь Центра мониторинга качества образования Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: dkaiky@hse.ru Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20. Опыт первого учебного года крайне важен для дальнейших образовательных успехов школьников. Информация о  поле возможностей и  потребностей первоклассников, прогноз их образовательных траекторий позволяют образовательной системе заметно улучшать адаптацию детей к школе и повышать эффективность учебных подходов. В статье представлены результаты обследования 7778 первоклассников, поступивших в 2015 г. в школы четырех российских городов: Москвы, Набережных Челнов, Севастополя и  Тамбова. На основании данных о когнитивном развитии детей (в  виде показателей по  математике и  чтению) и  их некогнитивном развитии (личностном, социальном и эмоциональном) методом кластерного анализа были выделены и описаны четыре группы первоклассников с  типичными паттернами развития на  момент поступления в  школу. Включение в  анализ когнитивных и  некогнитивных показателей создает дополнительные возможности для понимания особенностей детского развития в начальной школе и позволяет представить «галерею» из четырех типичных «портретов первоклассников». Полученные результаты могут быть использованы для помощи учителю в подборе и коррекции образовательных программ и других средств помощи ребенку в период адаптации. AU - Е. Ю. Карданова AU - А. Е. Иванова AU - П. А. Сергоманов AU - Т. Н. Канонир AU - И. В. Антипкина AU - Д. Н. Кайкы UR - https://archive_vo.hse.ru/2018--1/217471899.html PY - 2018 SP - 8-37 VL -